Применение информационных технологий при изучении
физики
Майер
Роберт Валерьевич, профессор кафедры ИТФО
Статья отнесена к разделу: Преподавание
физики
1. Роль ИТ в познании окружающего мира. Цель
естественнонаучного образования состоит в познании учащимися явлений
окружающей действительности, построении ее теоретической модели --
научной картины мира. Часть объективной реальности,
взаимодействующая с субъектом познания (человеком) и противостоящая
ему в его предметно-практической и познавательной деятельности,
называется объектом познания. В силу раздвоения мира на
внешнюю (открытую) и внутреннюю (сокрытую) стороны, в теории
познания выделяют внешний аспект объекта познания -- явление,
и его внутренний аспект -- сущность.
Формирование научной картины мира осуществляется следующими
способами: 1) умозрительное изучение результатов исследований
ученых, осуществляемое по книгам, изложению учителя и т.п.; 2)
выполнение реальных учебных наблюдений и экспериментов; 3)
вычислительный эксперимент, использование ИТ с целью создания
виртуальной модели изучаемых явлений. Выделим основные структурные
элементы рассматриваемой дидактической системы и связи между ними:
учащийся, на которого оказывают влияние среда, учитель, учебные
опыты и наблюдения, информационные технологии (рис.1). Среда, то
есть совокупность окружающих объектов и явлений, воздействует на
учащегося и учителя, последний, учитывая ее влияние, выбирает такие
методы обучения, при которых система научных знаний формируется
оптимальным образом.
Исключение любого компонента из этой модели приводит к
значительному ее огрублению. Самостоятельно, без посторонних
источников информации (учителя, книги, электронной энциклопедии)
учащийся не в состоянии построить научную картину мира, -- на это
требуются поколения ученых. Без учителя нельзя получить
систематичное образование. Учебные опыты и наблюдения являются
эффективным средством формирования эмпирических знаний.
Использование компьютерных технологий для решения учебных задач
принципиально отличается от других методов обучения и на настоящем
этапе является важным фактором, влияющим на учебный процесс.
Естественные и социальные явления окружающей действительности
определяют направление развития личности учителя и учащегося, цели,
содержание и методы образования, применяемые средства обучения.
При использовании ПК в учебном процессе возникает информационная
система, состоящая из двух (ученик и компьютер) либо трех элементов
(ученик, учитель и компьютер), между которыми происходит
информационный обмен. Эта дидактическая система, состоящая из
учителя (эксперта), учащегося (обучаемого или тестируемого) и ЭВМ,
используется для информационной поддержки принятия решений,
осуществления обучения, формирования соответствующих умений и
навыков, оценки и тестирования учащихся.
Традиционная методика использования ИТ предполагает, что учитель
формулирует учебную задачу, которая может состоять в изучении того
или иного вопроса, решении некоторой проблемы, написании
компьютерной программы. Учащийся, используя ПК с соответствующим
программным обеспечением, решает поставленную задачу. В ряде случаев
компьютер оценивает работу учащихся.
Внедрение ПК в учебный процесс привело к изменению роли учителя.
Возможность использования электронных источников информации
превращает его в наставника, который не столько сообщает новую
информацию, сколько управляет развитием учащегося, сотрудничает с
ним при решении учебных задач.
2. Использование ИТ в образовании. Информатизация образования
требует проведения соответствующих исследований и создания
современных методов обучения, основанных на использовании
информационных технологий, и приводящих к повышению качества
учебного процесса до уровня требований постиндустриального общества.
Это предусматривает приобщение учащихся к информационной культуре,
построение в их сознании научной картины мира, овладение
современными методами обработки информации.
В информатике под информационной (компьютерной)
технологией понимают технологию переработки информации на ЭВМ, в
результате которой получается новый информационный продукт
(текстовый, графический, звуковой или видеофайл). Цель использования
компьютеров в педагогической деятельности состоит в оказании
педагогического воздействия на ученика, связанного с сообщением ему
новых знаний, формированием умений, созданием оптимальных условий
развития существенных сторон его личности, а также тестировании,
оценки знаний и умений учащихся.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ |
1. Изучение методов обработки информации.
1.1. Создание и обработка текстовых и графических файлов с
помощью текстовых и графических редакторов.
1.2. Использование баз данных и динамических таблиц для
систематизации информации. 1.3.Обработка видео-, аудио- и
фотоматериалов с помощью фото и видеокамер, видео- и
аудиотехники. Создание презентаций, анимаций. |
2. Программирование на компьютере.
2.1. Изучение языков программирования.
2.2. Решение математических, физических, экономических и
других задач с помощью математических пакетов.
2.3. Компьютерное моделирование и вычислительный
эксперимент. |
3. Мультимедиа-технологии.
3.1. Получение информации с помощью электронных
энциклопедий, словарей, учебников, переводчиков.
3.2. Использование обучающих программ и компьютерных игр
для развития учащихся.
3.3. Оценка уровня знаний с помощью тестирующих
программ. |
4. Сетевые технологии.
4.1. Получение информации из энциклопедий и словарей,
информационно-поисковых систем Интернет.
4.2. Дистанционное обучение и тестирование в Интранет и
Интернет.
4.3. Создание Web-сайта, размещение информации в Интранет и
Интернет. |
5. Эксперименты с компьютером.
5.1. Использование ПК как измерителя времени, напряжения,
частоты сигнала.
5.2. Применение ПК в качестве источника сигналов заданной
формы.
5.3. Использование цифрового осциллографа,
спектроанализатора на базе ПК. Компьютерный измерительный
комплекс. |
На наш взгляд, понятие информационной технологии в
педагогике означает технологию обработки информации на
электронных устройствах, связанную с сообщением учебного материала в
текстовом, графическом, аудио- и видео- представлениях, решением
задач по программированию, выполнением измерений, тестированием
учащихся и оценкой их знаний и умений. При этом применяются
автоматизированные и экспертные обучающие системы, учебные базы
знаний, тестирующие программы, электронные книги и энциклопедии,
информационно-поисковые системы, мультимедийные системы, создающие
эффект виртуальной реальности, образовательные телекоммуникационные
сети.
Основные направления применения компьютерной техники в физическом
образовании представлены в таблице.
Изучение методов обработки информации на ПК предполагает
знакомство учащихся с различными текстовыми и графическими
редакторами, с базами данных и динамическими таблицами, а также
создание и обработка видео-, аудио- и графических файлов. При
изучении информатики учащиеся осваивают методы алгоритмизации и
программирования, изучают языки Basic, Pascal, Visual Basic, Delphi
и т.д., что позволяет им создавать несложные программы и решать
соответствующие задачи.
Развитие мультимедиа технологии превратило персональный компьютер
в эффективное средство для создания чувственно-наглядных образов
изучаемых объектов и явлений, построения виртуальной модели
реального мира. Интеграция современных средств информационных и
коммуникационных технологий делают возможным дистанционное
образование (предоставление образовательных услуг пользователям
Интернета), получение доступа к информационным ресурсам глобальной
сети.
При изучении естественнонаучных и технических дисциплин компьютер
может эффективно использоваться как часть экспериментальной
установки, учебной автоматизированной системы управления, а также в
качестве программируемого источника сигналов и регистрирующего
устройства. В приложении рассмотрена методика использования
компьютера в учебных опытах по физике.
3. Мультимедиа технологии. Мультимедиа -- это
компьютерная технология, обрабатывающая и сочетающая в себе
текстовую, графическую, аудио- и видео- информацию, различные
анимации и компьютерные модели. При этом используются
гипермедиадокументы -- текстовые файлы, содержащие в себе
связи с другими текстовыми, графическими, видео- или звуковыми
файлами. Внутри гипертекстового документа некоторые фрагменты текста
выделены. При их активизации можно перейти на другую часть этого же
файла или запустить другой файл на этом или другом ПК.
В учебном процессе мультимедиа-технологии могут использоваться
для обработки графических, видео- и аудиофайлов, для создания
различных презентаций, обучающих, развивающих программ, компьютерных
энциклопедий и гипермедиа- и телемедиа-книг. При этом достигается
эффект виртуальной реальности -- некоторой модели реального
мира, содержащей реально несуществующие объекты, с которыми
взаимодействует пользователь. Преимущество мультимедийных продуктов:
одновременное использование нескольких каналов восприятия, создание
виртуальных моделей реальных ситуаций, явлений и экспериментов,
визуализация абстрактной информации за счет динамического
отображения процессов, установление ассоциативных связей между
различными объектами.
Система виртуальной реальности погружает обучаемого в
воображаемую трехмерную модель реального мира. Она обеспечивают
"непосредственное" взаимодействие с различными объектами этого мира
и манипулирование ими. Это качественно изменяет механизм восприятия
и осмысления получаемой информации, способствует формированию
чувственно-наглядного образа изучаемого явления. Мультимедийные
средства обучения должны соответствовать дидактическим требованиям
научности, доступности, проблемности, наглядности, сознательности,
систематичности и последовательности обучения.
Современный электронный учебник является комплексом программного
и педагогического обеспечения, в котором широко используются
интерактивный текст, мультимедийные картинки, видеофрагменты,
анимации, учебный материал разбит на систему модулей, связанных
гиперссылками. Электронная учебная энциклопедия -- это упорядоченная
система отдельных модулей, в каждом из которых представлена
информация по соответствующему вопросу. Используется гипертекст,
содержащий рисунки, фотографии, анимации, фильмы с
аудиосопровождением. Иногда содержатся методические рекомендации и
задания для учащихся.
Набор образовательных CD и DVD дисков, содержащих различные
обучающие и тестирующие программы, электронные учебники и
энциклопедии, учебные фильмы, тематический каталог предметных и
методических пособий, позволяет создать электронную медиатеку,
которую удобнее всего организовать на базе компьютерного класса,
имеющего выход в Интернет.
В результате использования мультимедиа-технологии повышается
интерес к физике, растет качество образования, активизируется
познавательная деятельность, формируется научное мышление,
осуществляется индивидуальный дифференцированный подход, творческое
развитие личности, учащиеся глубже овладевают ИТ.
4. Использование сетевых технологий. Развитие компьютерной
техники и средств связи обусловило появление и распространение
вычислительных сетей. Школы и вузы имеют компьютерные классы и
лаборатории, в которых ПК объединены в локальную сеть, допускающую
выход в Интернет.
Совокупность ПК после их объединения в сеть приобретает
качественно иные свойства, расширяя возможности пользователя.
Использование общих информационных и аппаратных ресурсов позволяет
изменить работу учителя и учащихся, применяемую методику. Учитель,
сидя за головным компьютером, может обратиться по сети к другому ПК,
за которым работает учащийся, скачать с него файлы, либо
использовать его аппаратные ресурсы (накопитель, Web-камера, сканер,
принтер и т.д.).
Интернет-технология -- автоматизированный способ хранения,
передачи и получения требуемой информации, существующей в режиме
постоянного обновления, с помощью глобальной телекоммуникационной
сети. Всемирная Паутина (World Wide Web -- WWW) позволяет получать
доступ к различным каталогам, базам данных, пользоваться электронной
доской объявлений, проводить компьютерные конференции, общаться в
реальном масштабе времени, то есть читать информацию по мере ее
ввода другим пользователем. Это делает возможным дистанционное
образование, предполагающее доступ обучаемых к информационным
ресурсам по Интернет, использование электронной почты для рассылки
учебных текстов и контрольных работ.
Полноценное информационное обеспечение учебного процесса
предусматривает создание единого информационно-образовательного
пространства. Для этого необходимо:
1. Объединить ПК одного или нескольких компьютерных классов в
единую локальную вычислительную сеть (ЛВС), создать сервер,
обеспечить авторизацию и регистрацию пользователей.
2. Организовать файл-сервер, обеспечивающий электронный
документооборот, запись и чтение файлов, хранящихся на сервере, с
любого ПК сети.
3. На сервере создать динамично развивающийся внутренний сайт,
содержащий файлы с конспектами лекций, учебными программами,
методическими рекомендациями и т.д. Файлы должны быть в формате html
и содержать гипертекстовые ссылки на другие файлы.
4. Через модем подключить сервер к глобальной сети Интернет,
установить программное обеспечение, позволяющее выйти в Интернет с
любого ПК локальной сети.
5. Создать внешний сайт учебного учреждения или его
подразделения, разместить его на сервере провайдера (организации,
обеспечивающей подключение к Интернет).
Организация ЛВС и ее подключение к Интернет качественно изменяет
работу учителя и учащихся, позволяя сделать следующее:
1. Создать на сервере базу данных, содержащую, например,
информацию об учащихся, их оценки. Система позволяет обратиться к
базе данных с запросом и выдать на ПК требуемую информацию. При
наличии доступа авторизированный пользователь может с любого ПК
изменить содержимое базы данных.
2. Обеспечить сохранение на сервере учебных и иных работ учащихся
и учителя. Каждая группа пользователей может иметь свои имя и
пароль, которые позволяют им считывать и записывать файлы в
соответствующую папку сервера.
3. Просмотреть внутренний сайт образовательного учреждения (ее
подразделения), скачать электронный вариант лекций, учебных заданий,
методических рекомендаций, экзаменационных билетов, а также создать
свою Web-страницу.
4. Организовать тестирование с помощью интерактивных Web-страниц,
обрабатывающих данные по CGI-сценарию. Учащиеся со своих ПК вызывают
форму с вопросами теста, в которой они выбирают правильные ответы
или заполняют открытые поля. Результаты тестирования обрабатывает
специальная программа, размещенная на сервере. Она ставит оценку,
которая записывается в файл и/или выводится на экран
соответствующего ПК.
5. Подключиться к Интернет, использовать электронную почту,
скачивать полезную информацию, использовать различные справочные
системы, дистанционное образование.
6. Развивать внешний сайт образовательного учреждения (вуза,
школы) или его подразделения (факультета, кафедры), публиковать на
нем информационные материалы о планируемых и прошедших мероприятиях
(олимпиадах, конференциях), работы учащихся и учителей.
5. Связь между физикой и информатикой. Как уже отмечалось,
преподавание физики, в первую очередь электродинамики, связано с
изучением вычислительной техники и современных технологий сбора,
хранения, обработки и передачи информации. Это обусловлено
объективными причинами: развитие компьютерной техники и средств
телекоммуникации стало возможным благодаря достижениям
микроэлектроники, развитие которой опирается на физические законы.
На примере этих устройств может быть показано значение физики для
современной техники, ее роль в практической деятельности.
Рассмотрение различных вопросов школьного курса физики может
сопровождаться ссылками на использование изучаемых явлений в
устройствах сбора и обработки информации [1]. Так, при изучении
протекания электрического тока в различных средах учащиеся
знакомятся с полупроводниковыми приборами: диодами и транзисторами.
Учителю следует сообщить о возможности построения различных
электронных устройств: логических элементов, выполняющих операции И,
ИЛИ, НЕ, генератора импульсов, вырабатывающего прямоугольные
импульсы, триггера, способного находиться в двух устойчивых
состояниях и запоминать 1 бит информации и т.д. Учащиеся должны
понимать, что на их основе могут быть созданы такие узлы ЭВМ, как
регистр памяти, сумматор, арифметико-логическое устройство,
оперативная память, шифратор и дешифратор и т.д.
На уроке, посвященном принципу радиосвязи и передаче информации
посредством электромагнитных волн, учитель может напомнить учащимся
о современных достижениях в области телекоммуникации. Имеет смысл
рассмотреть или упомянуть амплитудную, частотную и фазовую
модуляции, принцип частотного и временного разделения канала связи,
применение оптоволоконного кабеля для одновременной коммутации
нескольких источников и потребителей информации и т.д. Примерами
использования внешнего и внутреннего фотоэффекта является работа
лазерного принтера, сканера, фото- и видеокамеры, оптодатчиков.
Изучение магнитных свойств вещества, явления остаточной
намагниченности, электромагнитной индукции может сопровождаться
рассмотрением работы магнитных запоминающих устройств.
Рассматривая технологии изготовления микросхем, учитель может
напомнить, что большие и сверхбольшие интегральные схемы (БИС и
СБИС) составляют элементную базу современных ЭВМ. Электронная
промышленность продолжает развиваться в направлении уменьшения
размеров транзисторов и увеличения плотности их размещения на
кристалле. Это приводит к увеличению производительности процессора,
росту тактовой частоты, снижению напряжения питания. Так, в 2003 г.
был освоен 90-нм технологический процесс, в 2005 осуществлен переход
на 65-нм технологию, в 2007 планируется внедрение 45-нм технологии.
На уроке физики могут быть обсуждены перспективные направления
развития компьютерной техники, некоторые из которых перечислены
ниже:
1. Молекулярные компьютеры. Компания IBM получила ротаксан --
вещество, молекула которого обладает свойствами диода (1974 г.). Из
нее можно сделать аналог транзистора, а из двух --- аналог триггера.
Переключения молекулы ротаксана из одного состояния в другое
осуществляется с помощью света или слабого электрического поля.
Тактовая частота процессора возрастет до 1 ТГц.
2. Биокомпьютеры. Примером биокомпьютера является мозг
человека. Применение в вычислительной технике биологических
материалов делает возможным построение белковой памяти, создание
биокомпьютера на ДНК. Он будет иметь малые размеры, высокое
быстродействие, потреблять мало энергии и может служить частью
живого организма.
3. Нейрокомпьютеры. Это вычислительная система, созданная на
базе нейронных систем живого мира. Примером искусственной нейронной
сети является перцептрон Розенблата. Нейрокомпьютерам присущи
параллельность обработки информации, способность к обучению,
распознаванию образов, установлению ассоциативных связей, высокая
надежность.
4. Оптические компьютеры. Логические операции могут быть
реализованы с помощью оптических элементов, что позволяет упростить
работу оптических повторителей и усилителей оптоволоконных линий
дальней связи. При этом используется явление оптической
бистабильности: за счет нелинейности оптической среды возможны два
стационарных состояния прошедшей световой волны, отличающихся
интенсивностью и поляризацией. ЭВМ, используемые для передачи
информации через оптоволокно, перейдут на оптическую основу, это
позволит сохранять сигнал в световой форме и существенно повысить
быстродействие.
5. Квантовые компьютеры. Квантовые вычислительные системы
состоят из совокупности микрочастиц (атомов), способных переходить
из одного энергетического состояния в другое. Это осуществляется за
счет вынужденных переходов атомов под действием световых волн
(фотонов) определенной частоты. Спонтанные переходы должны быть
исключены. При этом могут быть реализованы все логические операции:
И, ИЛИ, НЕ. Единицей информации является кубит (qubit, Quantum Bit).
Двум значениям кубита 0 и 1 могут соответствовать основное и
возбужденное состояния атома, различная ориентация спина атомного
ядра, направление тока в сверхпроводящем кольце и т.д.
Литература
В приложении рассмотрена методика использования компьютера в
учебном физическом эксперименте (файл
prilog.zip).
1. Извозчиков В.А., Ревунов А.Д. Электронно-вычислительная
техника на уроке физики в средней школе. -- М.: Просвещение, 1988.
-- 239 с.
2. Майер Р.В. Информационные технологии и физическое образование.
-- Глазов: ГГПИ, 2006. -- 64 с.
3. Электронный ресурс http://maier-rv.glazov.net
(http://komp-model.narod.ru).
Вы можете познакомиться с другой статьей:
Фестиваль 2005/2006:
Статья отнесена к разделу: Преподавание
физики Рассматривается методика измерения времени,
координаты и скорости с помощью ПК, к которому подключены геркон,
оптодатчик или датчик координаты. Разработана система заданий,
выполняя которые, учащиеся знакомятся с использованием датчиков в
эксперименте, изучают методы их программирования. Система содержит
14 опытов, среди которых измерение времени замыкания (затемнения),
времени между двумя замыканиями (затемнениями), изучение
затухающих колебаний, реактивного движения, вращения тела в вязкой
среде и другие.
Статья отнесена к разделу: Преподавание
информатики В статье рассмотрены компьютерные модели
одномерного и двумерного движения точки, движения системы
материальных точек, распространения волны в одномерной упругой
среде, автоволновых процессов в двумерной активной среде. В их
основе лежит метод конечных разностей Эйлера. Все программы
написаны на языке Pascal и могут быть использованы при изучении
информатики в школе.
|